ЭкоКонсалтинг

(812) 715-60-06

Как нас найти

197198, г. Санкт-Петербург,
ул. Большая Пушкарская, д.20
Телефон: (812) 715-60-06
E-mail: welcome@ekokonsalting.ru

Экологическая компания на карте

Ссылки для природопользователя

Благодарственные письма

Памятка природопользователя

Обращаем Ваше внимание, что выдержки из нормативных документов,
размещенные в данном разделе, требуют обновления
в справочной правовой системе.

Перечень и обоснование необходимости разработки и согласования экологической документации для организаций/предприятий.

Необходимость наличия природоохранной документации у лиц, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность, диктуется природоохранным законодательством Российской Федерации.

Юридические лица (не зависимо от форм собственности), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, негативно воздействует на окружающую среду [Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ)].

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • размещение отходов производства и потребления;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ).

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ).

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г N 195-ФЗ(Глава 8 Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, Статья 8.41.)).

В случае отсутствия у природопользователей оформленных в установленном порядке разрешений на выброс в атмосферу (Проект ПДВ), сброс в воду загрязняющих веществ (Проект НДС), лимитов на размещение отходов (Проект НООЛР) плата за негативное воздействие вносится с пятикратным повышающим коэффициентом (Постановление Правительства РФ от 28.08.2003 № 632 Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (с изменениями).

Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию,эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (ст. 8.1. КоАП).

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами — (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N380-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N309-ФЗ)(ст. 8.2. КоАП).

Требования Природоохранного законодательства в области обращения с отходами.

(Ст. 14, 16, 22, 24, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 44, 51, 55, 67, 69, 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ; Ст. 11, 14, 18, 19, 21, 23, 25, 26, 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 N89-ФЗв ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122- ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ; Ст. 8.2 КоАП в ред. Федерального закона от 26.12.2005 № 183-ФЗ; ст. 11, 12, 21,22,32, 42, 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 № 52 -ФЗ»).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при строительстве реконструкции, эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

  • соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека (ст. 10 п.1 Федерального закона N 89-ФЗот 24.06.98 «Об отходах производства и потребления»);
  • разрабатывать и утверждать в уполномоченных государственных органах проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР) (Ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗот 24.06.98 «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N309-ФЗ));
  • подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности (разработать паспорта опасных отходов, ст. 14 п.3 Федерального закона N 89-ФЗот 24.06.98 «Об отходах производства и потребления», Приказ министерства природных ресурсов РФ № 785 от 2 декабря 2002 г.);
  • вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (ст. 19 п.1 Федерального закона N 89-ФЗот 24.06.98 «Об отходах производства и потребления»);
  • предоставлять отчетность в специальные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • осуществлять плату за размещение отходов.

Кроме того, строительство и реконструкция зданий строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращенав порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и иномобращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами — (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N380-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N309-ФЗ)(ст. 8.2. КоАП).

Требования Природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

(Ст.14, 16, 22, 23, 34, 35, 36, 37,38, 39, 52, 55, 67, 69, 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ; Ст. 9,12,14, 15,16,17,18,,19,22,25,28, 30, 31 «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г № 96-ФЗ; Ст. 8.21, 8.22, 8.23 КоАП в ред. Федерального закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ; ст.11,12,20, 32,42,55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 № 52 -ФЗ»).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при строительстве реконструкции, эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны:

  • соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников;
  • разрабатывать и утверждать в уполномоченных государственных органах проекты нормативов предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (ПДВ);
  • разрабатывать и утверждать в уполномоченных государственных органах проекты санитарно-защитных зон (СЗЗ);
  • предоставлять отчетность в специальные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • осуществлять плату за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Кроме того, строительство и реконструкция зданий строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.21. КоАП).

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (ст. 8.21. КоАП).

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений или аппаратуры — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.21. КоАП).

Обучение.

Согласно приказу от 20 ноября 2007 года № 793 «О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности»:

"Подготовку и Аттестацию в области обеспечения экологической безопасности должны пройтируководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений по:

  1. размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду;
  2. изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию, и ремонту технических устройств устройств (машин и оборудования), применяемых на объекте оказывающего прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду;
  3. обращению с отходами производства и потребления;
  4. транспортированию опасных веществ и отходов;
  5. осуществлению экологических экспертиз ..."

Таким образом у действующей организации должна быть следующая природоохранная документация:

  • Проект «Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ПНООЛР);
  • Паспорта опасных отходов;
  • Проект «Нормативов предельно допустимых выбросов»(ПДВ) (при наличии источников загрязняющих веществ — транспорт, станочное оборудование и пр.);
  •  Программа Производственного Контроля (САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА СП 1.1.1058-01 с изменениями и дополнениями);
  • Согласованные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Отчеты по контролю за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов предприятия;
  • Аттестаты руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности.

Что делать, когда разработана вся необходимая природоохранная документация?

  1. Зарегистрироваться как природопользователь ПРИКАЗ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03 августа 2005 г. № 545 «Об утверждении Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  2. Ежеквартально вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (за образование отходов и загрязнение атмосферного воздуха) не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Согласовывать расчет платы
    Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»
  3. Ежегодно (в начале года) продлевать лимиты, в противном случае лимиты на размещение отходов будут аннулированы, и плата за негативное воздействие будет отчисляться сверхнормативной. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». А также в соответствии с письмом, приложенным к выданным лимитам.
  4. При наличии проекта ПДВпроводить контроль за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов предприятия в соответствии с планом-графиком (см. проект).
  5. Проводить контрольные замеры концентраций загрязняющих веществ и акустических (шумовых) воздействий на границе утвержденной СЗЗ — в соответствии с Программой Производственного Контроля (САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА СП 1.1.1058-01 с изменениями и дополнениями).

Связавшись с нами, Вы можете получить консультацию о нормативном обосновании требований госорганов.